Существует ли формула бестселлера? Разумеется. На эту тему издано десятки книг и, пожалуй, у каждого успешного автора или редактора есть свой рецепт и секреты. Но систематизировать, отследить закономерности и перевести их в реальные цифры пока не удавалось никому.
Мы сделали такую попытку и она оказалась максимально успешной и эффективной.
Оба основателя агентства пришли в книгоиздание из большого бизнеса. Елена Зотова много лет занималась строительством брендов в индустрии моды, а Алексей работал в крупных рекламных проектах. Помножив опыт, полученный в других сферах на опыт авторов книг, мы вывели закономерности и оценили их по балльной системе. Не смотря на кажущуюся примитивность и простоту, применение формулы при оценке заявки или уже изданной книги дает потрясающий результат. За последние полгода было протестировано более 100 книг, выпущенных в издательствах ЭКСМО и АСТ (в т.ч. зарубежных бестселлеров) и, получены результаты, которые полностью подтвердили высокую эффективность методики (до 92%).
Нам стала понятна причина невероятного успеха книг Дарьи Донцовой, "Мятной сказки" Алексея Полярного и "Зулейхи" Гюзель Яхиной. Причины провалов некоторых книг, получивших высокую оценку критиков и ставших лауреатами литературных премий, но так и не заинтересовавших публику. Причины, по которым книги звезд, имеющих миллионную фан-базу, зачастую остаются на складах, а большинство зарубежных бестселлеров, не имеющих в нашей стране рекламной поддержки, выстреливают стотысячными тиражами.
Так в чем суть нашей "Формулы бестселлера"?Методика
AURUM4Points оценивает баланс художественных достоинств и коммерческого потенциала будущей книги. Именно того, что делает из книги бестселлер.
Заявка и текст раскладываются на четыре составляющие
"Имя",
"Тема", "
Сюжет" (структура и экспертность в нон-фикшн) и "
Язык" и каждая составляющая оценивается по пятибалльной системе.
К полученному результату
могут быть добавлены баллы- 3 балла - за юмор
- по 2 балла - за потенциал экранизации и перевода (издания за рубежом)
- до 3 баллов - за "неочевидность", способную вызвать у части читателей бурную реакцию. Когда в тексте, в теме, в имени "зашит" хайп - это очень хорошо. Он провоцирует споры, скандалы и дискуссии в соцсетях. Что, несомненно, привлекает повышенное внимание к книге, создает ей бесплатную рекламу и является предпосылкой отличных продаж. Допустим, книга "Зулейха открывает глаза" Гюзель Яхиной вызвала гнев части религиозных деятелей Татарстана и сталинистов, а в книгу Алены Воданаевой хайпа добавило издательство, поместив на обложку фотографию обнаженной Алены и придумав название "Голая". Надо ли говорить, что эти две, совершенно разные по уровню и жанру книги стали бестселлерами?
Но не радуйтесь, баллы могут быть и отминусованы в зависимости от жанра, его востребованности у читателей в бумажном исполнении, конкуренции на данный момент и т.д.
Допустим, именно мы отминусовываем 3 балла у заявок в жанре фантастика. Почему? Дело в том, что наше агентство работает лишь с традиционными издательствами, делающими ставку на бумажные книги, а писатели фантасты уже достаточно давно и массово ушли в сеть и увели с собой своих читателей. По закону сохранения веществ - если где-то прибавилось, то где-то убавилось. И тиражи фантастики в издательствах стали неуклонно падать, так как поклонники этого жанра уже привыкли и полюбили читать электронные книги, с пылу с жару, прямо из под пера любимого автора. Желающих ждать полгода до выхода этой же книги в бумажном исполнении становится все меньше. Соответственно, мы рассматриваем заявки в жанре фантастики, но остальные параметры должны быть на очень высокую оценку.
Ну и главный аспект, по которому могут быть отминусованы все уже набранные баллы - это признаки душевного расстройства и неадекватность автора. А именно: хамство, декларация собственной гениальности и превосходства над другими, нежелание прислушиваться к советам профессионалов и к конструктивной критике, алкоголизм.
Возможно, книги этого автора будут достаточно хорошими и даже будут успешно продаваться через самиздат, где сам себе режиссер. Но работа с издательством - это работа в команде. Издательство делает значительные инвестиции в каждый проект - оплата труда профессионалов по подготовке книги к изданию, типографские услуги, бумага, маркетинговые акции, логистика и хранение на складах. Каждая книга - это долгосрочная, многолетняя история и рисковать вложенными деньгами, зная, что автор неадекватен и может выкинуть что угодно в любой момент, не хочет никто. Ни редакторы, ни руководство издательства, ни мы, литературные агенты.